Заготовка кустарников кодзо

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_04.gif

Кустарники заготавливают зимой, срезая стебли равной длины и связывая их в пучки. Кора кодзо состоит из трёх слоёв: наружного чёрного («курокава», «kurokawa»), среднего зелёного («надзэкава», «nazekawa») и внутреннего белого («сирокава», «shirokawa»). В большинстве изготовляемой бумаги используется внутренний слой коры, однако, встречаются экземпляры, при изготовлении которых использовали верхний или средний слой.

Пропаривание кодзо

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_05.gif

После сбора связки кодзо пропариваются в подвешенных над чанами с кипящей водой деревянных бочках, затем их обдают водой и кора легко отделяется.

Просушивание и нарезка коры кодзо

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_06.gif

Следующим шагом является удаление чёрного наружного слоя: после промывания стеблей водой, верхний чёрный слой коры легко отделяется при помощи рук, затем соскабливается зелёный слой. Любые неровности и повреждения также удаляются. Белизна будущей бумаги определяется тем, насколько качественно срезан зелёный слой коры. Затем оставшаяся сирокава просушивается в прохладном затенённом месте до тех пор, пока не будет готова для дальнейшей обработки.

Отбеливание в реке

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_07.gif

После просушки кора выкладывается на мелководье чистой реки для удаления различных примесей, а также отбеливается посредством воздействия прямых солнечных лучей, придающих ей естественным образом белый цвет.

Разваривание белой коры кодзо

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_08.gif

Белую кору кодзо варят в большом чане до тех пор, пока она не станет очень мягкой. Этот шаг очень важен, поскольку необходимо проварить волокна равномерно. Кора кодзо варится на протяжении около 2-х часов в щелочном растворе, который традиционно делался из древесной золы, но теперь вместо неё обычно используют гашеную известь, кальцинированную соду, каустическую соду или щелок. Раствор доводят до кипения, а затем оставляют на тихом огне.

Качество васи определяется объёмом не-целлюлозных материалов, содержащихся в волокнах. При использовании сильного щелочного раствора, большинство не-целлюлозных материалов растворяются, что делает бумагу более мягкой,; с другой стороны, когда используется слабая щелочь, все эти материалы остаются и бумага становится более плотной. Тип используемой щелочи также влияет на цвет и структуру бумаги.

«Тиритори»

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_09.gif

Процесс промывки и очистки волокон после разваривания называется «тиритори» («chiritori»; удаление тёмных пятен): небольшое количество приготовленного волокна помещается в бамбуковую корзину, плавающую в воде, после чего любые неравномерно проварившиеся частицы, инородные элементы и т.п. удаляются вручную. Если планируется изготовление белой бумаги, то до тиритори волокна отбеливают: сейчас для этой цели используют гипохлорид натрия, но иногда до сих пор применяют традиционные методы отбеливания – воду или снег.

Отбивание

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_10.gif

Волокна кодзо отбиваются на камне с использованием деревянного молотка. Процесс этот, как можно предположить, является довольно громким и ритмичным и вносит свою лепту в создание атмосферы японского бумажного производства.

Приспособления

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_11.gif

Двумя наиболее важными инструментами являются чан («сукибунэ», «sukibune») и форма («сукэта», «suketa»). Чан, как правило, делается из сосны или кедра, а для прочности его могут снабдить железным обручем. Форма для изготовления бумаги делается из двух частей: особым образом изготовленная съёмная сетка («су») состоит из узких бамбуковых полос, связанных между собой прочными шёлковыми нитями.

Создание листа по методу нагасисуки

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_12.gif

Кодзо-массу и нэри тщательно перемешивают вместе с водой. Затем с помощью «су» (бамбуковой сетки) и «кэта» (деревянной рамы) смесь перетряхивают взад-вперёд, создавая подобие листа. Волокна оседают на сетке и действие повторяют до тех пор, пока не будет создан «лист» желаемой толщины. Этот метод отличается от метода тамэдзуки, который предполагает накопление при создании бумаги. Методом тамэдзуки японцы обозначают способ создания бумаги по западному образцу.

Прессование и разделение листов

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_13.gif

Сетка с готовым листом бумаги вынимается из формы и выкладывается на специальную стойку для свежеприготовленных листов. С помощью приспособлений бумажный лист в форме размещается поверх уже выложенных на стойке листов таким образом, чтобы между листами не попал воздух, для чего верхний лист тщательно разглаживают. Затем сетка снимается посредством вытягивания ближайшего к изготовителю бумаги края, а стопка приготовленных листов оставляется на ночь на просушку естественным путём. Наутро листы кладутся под пресс, причём со временем оказываемое давление увеличивается. Это действие производят на протяжении примерно 6 часов до тех пор, пока около 30% влаги не будет удалено.

Сушка солнцем и ветром

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_15.gif

После совместной сушки ночью листы вновь разделяются и по отдельности выкладываются на просушку на солнце, которое вместе с ветром окончательно высушит листы и отбелит их.

Проверка листов и окончательная обработка

http://leit.ru/for_content/washi/japan_washi_paper_15.gif

Высушенные и обесцвеченные на солнце листы бумаги сортируются мастером по цвету, качеству и т.п. Теперь свежесделанная васи готова к использованию!