Все в японском саду находится в гармонии, которая не нарушается ни формой, ни цветом, ни размером. А цвету придается огромное значение, так как японцы — большие эстеты.
Разнообразие цветов ни в коем случае не говорит о том, что японский сад — это пестрый участок земли. Здесь свое отражение находит стремление японцев выделить именно оттенки одного цвета, но не представить всю гамму. Сад может быть и совершенно одноцветным на взгляд европейца, но японец различит в нем все оттенки и полутона представленного цвета.
Цветовое оформление сада подчиняется основным правилам живописи и графики. Общая приглушенность и мягкость цветовой гаммы и своеобразного колорита сада, даже некоторая его монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с живописью тушью.
В композиции японского сада растительность представлена в зеленоватых оттенках, и это отнюдь не является проявлением консерватизма японцев. Они просто не могут придать природным элементам несуществующие цвета, так как прежде всего ценится естественность. Перекрашивать или подкрашивать их не принято. Именно в этом природном цвете вся энергетическая и эстетическая ценность.
В понимании японцев у каждого цвета есть своя душа, а значит, цвет — это живое существо, которое требует внимания и ухода со стороны людей. Цвет может быть злым и добрым, ласковым и грубым, веселым и грустным. Он может влиять на человека как положительно, так и отрицательно. Одной из форм влияния является красота цвета, которой можно любоваться бесконечно. Не бывает некрасивого цвета, просто в нем нужно увидеть красоту.
Каждый цвет, используемый для создания композиции, несет в себе глубокий смысл. Например, зеленый цвет — это жизнь, сила, мощь всей природы. Красный цвет вносит некоторую яркость, но он никогда не будет ведущим, так как, по мнению японцев, несет большое количество отрицательной энергии. Созерцание этого цвета не позволит расслабиться и обрести душевный покой. Желтый цвет может быть применен в фактуре сада, но только в том случае, если будет немного притушена его солнечная яркость, которая символизирует божественные силы. Белый цвет в саду практически не используется, так как является символом траура, грусти и, соответственно, не может расположить смотрящего к положительным эмоциям.
В японском саду преобладающим цветом является зеленый, так как именно он наиболее характерен для природных элементов. Но, тем не менее, сад не становится от этого скучным, поскольку все оттенки зеленого присутствуют в нем. Настоящие ценители красоты могут увидеть все нюансы, да и цвет имеет способность изменяться при различном освещении или даже от расположения рядом с ним других предметов.
Например, серый цвет становится более темным, если рядом с ним расположен зеленый, а коричневый цвет более насыщен, если он находится в полумраке. Японцы знают об этих особенностях и успешно применяют их при оформлении своего сада. Часто мох в саду берется именно коричневого цвета, причем располагается он в затемненных местах.
Знатоки японской культуры предпочитают вносить в композицию мягкие тона. Например, гармония матовозеленого или серебристого общего фона неповторима и способна настроить на умиротворенный лад всех созерцающих такой сад.
Коричневый и серый цвета также считаются самыми популярными в японском саду, и они ни в коем случае не воспринимаются как символы уходящей жизни или увядающей природы, как в русской культурной традиции. Эти цвета считаются самыми глубокими, так как понять их очень сложно. Они наполнены той загадочной энергией, которая притягивает к ним взгляд.
В японском саду можно увидеть и яркие пятна, которых, правда, не так уж много, поскольку излишняя пестрота в данном случае не оправдана. Яркость саду придают пестрые пятна цветов и плодов. Красные цветы находятся или в соцветиях, или украшают кустарники. Однако яркие цвета не используются при создании тропинок, мостиков, скамеек. Спокойствие и умиротворенность, которые окружают их, не требуют контраста цветов.
Большое значение придается линии для зрительного восприятия, ведь именно по ней скользит взгляд осматривающего сад, поэтому все цвета вводятся в композицию линейно. Сами линии обладают большой энергетикой, и именно они способствуют эстетическому восприятию композиции сада.
Например, в одном из монастырей в Японии, который сохранился и до наших дней, есть перильца, ограждающие идущую по саду дорожку. Эти перильца сделаны из зеленого бамбука, который гармонирует с общим настроением сада. Но бамбук быстро желтеет, и поэтому перильца приходится постоянно обновлять, так как, по мнению японцев, яркие желтые линии мешают зрительному восприятию всего, что находится рядом с ними.
Цвет используется не только для того, чтобы выделять окрашенные им предметы, но, с целью привлечения внимания к некоторым другим компонентам сада. Иногда в композиции бывает очень много элементов — и взгляд не может остановиться ни на одном из них на долгое время. В этом случае приходит на помощь цвет. Он помогает акцентировать внимание смотрящего. Например, для того чтобы подчеркнуть красоту силуэта сосны, которая теряется среди обилия садовых композиций, пространство вокруг нее можно посыпать желтым песком.
Японский сад наполнен контрастами не только фактурными и пейзажными, но и цветовыми. В соответствии с тем, что основой японской философии является соотношение двух начал — инь и ян, часто используются сочетания темных и светлых пятен в композициях сада. Например, галька белого цвета и зеленые растения составляют в японском саду целостный элемент, не лишенный изящества. В японском саду могут быть и пятна разных цветов, которые тоже противостоят друг другу по своей энергетической направленности.
Но слишком обильной японская композиция бывает редко. Здесь все имеет свое место и значение, даже цвет. Вы никогда не увидите беспорядочного соотношения цветовых тонов, да и вообще, японцы стараются как можно меньше переходить от одного цвета к другому, они предпочитают выискивать оттенки цвета и любоваться ими. Цветущая весной сакура или огненно-красный клен осенью на спокойном матово-зеленом фоне являются истинно японскими элементами сада, и такой всплеск цвета отнюдь не нарушает спокойного и умиротворенного состояния души.
Цвет используется и для оформления некоторых элементов сада. Важное значение в японском саду имеет береговая линия — это своеобразная граница между двумя стихиями. Граница сдерживает их мощь и не позволяет им слиться друг с другом. Поэтому береговая линия четко прочерчивается, она выделяется с помощью камней, гальки или ярких растений. Красивую линию можно создать и из камней необычного цвета. Иногда береговая линия совершенно изменяет свою конфигурацию — и этому способствует применяемая технология выделения цветом. Яркие цветы или белую гальку распределяют по нужной линии берега в том порядке, который задуман садоводом. Тогда действительная линия берега выйдет из поля зрения — и взгляд остановится на яркой границе камней и растений. Эта линия отвлечет взгляд от физической границы и как бы искривит пространство, мнимо увеличивая размер сада.
А иногда линию, наоборот, нужно сделать малозаметной, тогда используется другая цветовая гамма. Общая цветовая гамма японского сада не позволяет останавливать свой взгляд на каком-либо одном предмете, который является ведущим. Главного или основного здесь нет, поэтому взгляд плавно скользит по всем формам и предметам сада.
В построении композиции сада японцы учитывают цветовую гамму будущего сооружения, так как цвет влияет на зрительное восприятие размера участка. Мягкие тона, например коричневатые, сероватые, зрительно увеличивают его объем. Поэтому в японских садах используются именно такие бархатистые цвета.
Каждый предмет японского сада имеет свой цвет, характерный только для него. Скамейки, например, в основном белого, бежевого, желтоватого цветов, так как материалы, из которых они изготавливаются, по своим качествам ближе именно к этим цветам. Статуи на тропинках могут быть коричневого или темно-серого цвета, поскольку такая окраска более привычна для монументальных предметов.
Вода в водоемах всегда должна быть прозрачной и чистой, чтобы смотрящий мог увидеть красоту цвета дна или растений. Вода обладает способностью искажать цвета и представлять их более загадочными и таинственными. Поэтому для оформления дна водоемов рекомендуется использовать яркие материалы.
Любоваться в японском саду можно каждым предметом, а тем более цветом. На фоне светлого гравия расположенные зеленые островки мхов произвольных очертаний напоминают облака. Кое-где на них могут быть высажены кустики лиловых колокольчиков. И такие композиции часто присутствуют в фактуре сада, внимательный взгляд легко их заметит и получит истинное удовольствие от созерцания сочетания этих оттенков.
При выборе цветовой гаммы своего сада, если вы хотите, чтобы он был сооружен в японском стиле, следует учитывать следующие условия.
Во-первых, необходимо использовать только естественные цвета, которым есть аналоги в природе. Именно те оттенки, которые свойственны для растений, воды, неба, камней, то есть для всего живого, присутствуют в японском саду. Именно они обладают большей энергией, чем так называемые мертвые цвета. Те цвета являются истинно прекрасными, которые соответствуют материалам, из которых изготовлены элементы сада. Цвет естественного материала — дерева, бамбука, камня, металла (чугун или бронза) — красив и поражает своей природной силой. Но вот покрывать эти материалы лаком не нужно. Естественность — основное условие.
Во-вторых, следует широко использовать цвета, подвергшиеся изменению временем, например блеклые или потемневшие поверхности, которые также могут поразить своей красотой. Эстетика этих предметов понятна не каждому, но настоящие любители искусства могут оценить их красоту. Лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, ржавчина на металле — все эти цветовые сочетания характерны для японского сада.
В-третьих, нужно учитывать и то, что все материалы, из которых изготавливаются объекты японского сада, имеют характерную особенность. Они могут изменять свой цвет со временем или под влиянием каких-либо условий: например, камни, становясь влажными, приобретают более темный оттенок и становятся блестящими.
В-четвертых, основная цветовая гамма сада должна зависеть от вида японского сада. Например, для суисэки характерны серые и коричневые цвета, а для сада, расположенного между оградой и домом, — зеленые тона. Функциональная направленность сада важна для определения его начальной цветовой гаммы. Каменный сад поражает своим мутно-коричневым и серым цветами, а также всеми их оттенками, а сад, где за основу берется мох, может быть темно-зеленого или даже бордового цвега.
Цветовая гамма японского сада не подразумевает каких-либо ограничений в выборе цвета для вашего будущего творения, так как именно состояние души, к которому будет располагать выбранный вами цвет, и является главным. Если красный или розовый цвет приносит вам успокоение и умиротворенность, то вы можете именно его взять за основу композиции. Конечно же, такой сад не совсем будет соответствовать японским традициям, но должного эффекта вы достигнете. Ваши положительные эмоции и чувства должны подсказать вам цветовую гамму вашего будущего сада.
Непосредственно перед планировкой сада следует определить, в какой цветовой гамме будет исполнено ваше сооружение. Для России, конечно же, более привычными являются пестро-зеленые оттенки, однако такая окраска не совсем соответствует требованиям, предъявляемым к настоящему японскому саду. Поэтому следует изменить свои представления о цвете растительности и композиций в вашем саду.
Если вы задумали сделать японский сад, то за основу возьмите мох, так как его окраска как нельзя лучше подходит к российским садам, да и начинающему садоводу этот материал использовать гораздо проще, чем камни или гальку. Мох может быть различных цветов, что позволит вам сделать пестрым покрытие сада. Мох следует высаживать так, чтобы он равномерно продолжал расти, иначе засохшие частички мха желтоватого или коричневатого цвета будут нарушать гармонию сооруженного вами покрытия сада.
Если вы сделали покрытие из мха, то на нем можно поставить металлические статуэтки Будды или других божеств. Сочетание цвета мха и металлического чернокоричневого оттенка статуи является истинно японским.
Тропинка или дорожка, проходящая через мох, может быть выполнена из крупных камней или гальки коричневатого цвета. Уложите эти камни широкой стороной вверх, чтобы были видны те линии, которые их украшают. Если же обустраиваемый вами сад очень маленького размера, через него следует пропустить песочный ручей.
В таком саду контрастом зеленому цвету может стать голубоватый водоем, который должен быть небольшого размера. Водоем может заменить небольшой фонтан или водопад, а возможно, через ваш сад пройдет самый настоящий ручей, на берегах которого разместятся самые разнообразные растения.