Еще в VI в. по краям алтаря в буддийских храмах расставляли удивительно красивые букеты, которые впоследствии получили название икебана. Для икебаны, или аранжировки цветов, в то время использовали большие и практически негнущиеся ветки, кончики которых тянулись к небу, взывая к милости богов. Их стали называть рикка, что в переводе с японского означает «стоящие цветы». Эти растения помещали в узорчатые бронзовые сосуды, привозимые из Китая.
Со временем для букетов стали использовать не такие высокие растения, хотя они и продолжали занимать господствующее положение в буддийских святилищах. Монахи складывали цветы таким образом, чтобы у созерцателей композиций перед глазами возникал образ священной горы Сумисэн. В качестве основы использовали ветки хвойных деревьев: в центре вазы помещали сосну, кедр, бамбук или кипарис не менее полутора метров высотой и украшали белыми хризантемами.
Значительно позже, во время царствования сегуна Асикага, появилась новая форма аранжировки. Дело в том, что примерно в это же время в японских домиках стало принято делать встроенные ниши, или токоному, куда и помещались более простые композиции. В XVI в. в Японии стали все более популярны чайные церемонии, которые, в свою очередь, оказали влияние на икебану. Теперь японцы увлекались новой формой аранжировки — нагэирэ. Она подчинялась натуралистическим законам — отныне цветы расставлялись в вазах совершенно свободно в «естественном виде». Японские специалисты этого стиля считали, что стебли каждого цветка должны стоять самостоятельно, чтобы ничто их не заслоняло, поэтому, глядя на подобную композицию, у зрителей создавалось впечатление, что перед ними настоящий цветущий луг. Однако здесь широко допускалось не только подрезание листьев и стеблей, но и цветов.
В начале XX в. многие японские мастера икебаны стали разрабатывать новое направление аранжировки — морибана. Здесь четко прослеживается влияние западных традиций. Данное направление предназначено прежде всего для того, чтобы создавать композиции, которые прекрасно смотрелись бы в интерьерах городских квартир и одновременно не теряли характерных национальных черт. Одной из особенностей композиции является то, что она устанавливается в низких и плоских вазах.
Морибана смогла не только успешно сочетать в себе два ранее представленных стиля — рикка и нагэирэ, но и привнести что-то свое. Это не просто искусно составленный букет, а целый кусочек японской природы, который она моделирует в квартире. Это обусловливает и более интенсивное применение всевозможной зелени и полевых цветов для создания композиций в этом стиле. Конечно же, в подобных аранжировках несколько теряются те элементы, которые активно использовались в композициях, выполненных в других, более древних стилях, однако остаются вполне наглядными идеи дзэн-буддизма.
Для составления композиций в стиле морибана, как правило, используется кэндзан. Это специальная тяжелая металлическая подставка со стержнями, напоминающими иглы, между которыми и вставляются стебли различных цветов и ветви растений. Подобными букетами обычно украшают гостиную, спальню и кабинет. Японцы особенно следят за тем, чтобы композиция не выбивалась из общего стиля дома.
Если вы хотите сами заняться икебаной, следует поближе познакомиться с особенностями японской аранжировки цветов.
Прежде всего необходимо уяснить, что здесь преобладают три линии, олицетворяющие небо, человека и землю. Безусловно, основную линию составляет стебель, символизирующий небо. Именно он считается первичным и является основой всей композиции, поэтому он должен быть максимально прочным. В Японии его называют син. Рядом устанавливается второй стебель, или соэ, олицетворяющий человека. Он располагается таким образом, чтобы у зрителя создавалось впечатление, что он растет в сторону. Специалисты считают, что он должен быть равен точно двум третям высоты син и наклоняться в ту же сторону.
Стебель, символизирующий землю, или тай, является самым коротким. При создании композиции его необходимо поместить немного спереди или сдвинуть в сторону, противоположную той, в которую наклонены син и соэ. Этот стебель должен составлять две трети высоты последнего.
Закрепите стебли в кэндзане таким образом, чтобы они создавали впечатление кроны одного ствола. К вашему букету добавьте какую-нибудь зелень, стебли трав; однако основа, состоящая из трех стеблей, не должна теряться среди других составляющих.
В композиции важен не только сам букет, но и ваза, в которой он будет располагаться. Поэтому сначала постарайтесь как можно точнее определить форму сосуда, в котором будет находиться букет, ведь размер вашей икебаны в первую очередь зависит от параметров вазы. Вы должны знать, что при составлении композиций практически все японские мастера придерживаются следующего правила: длина первого стебля должна быть равна сумме глубины и полутора диаметрам вазы. А длина второго и третьего стеблей, как уже говорилось, соответственно, выбирают по две трети от предыдущего.
Сейчас в Японии существует множество школ составления букетов, и, конечно же, принципы, соблюдаемые одной школой, не всегда находят свое признание в другой. Хотя можно с полной уверенностью сказать, что главные правила этого удивительного искусства тем не менее до сих пор остаются общими для всех. Это объясняется тем, что они возникли под влиянием дзэн-буддизма, который до сегодняшнего дня имеет много приверженцев в Стране восходящего солнца.
Учение дзэн в первую очередь сосредоточивает свое внимание на единичном моменте, именно поэтому японские икебаны в большинстве своем направлены на то, чтобы показать уникальность каждого цветка. Ясунари Кавабата сказал: «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка». С ним был полностью согласен величайший мастер икебаны и знаток чайной церемонии Рикю. Всем известно, что японцы очень трепетно относятся к своим традициям, поэтому и сегодня частенько во время чайной церемонии в специальной нише, расположенной в чайной комнате, можно увидеть всего один нераскрывшийся цветок.
Японские специалисты по составлению икебаны уверены, что в любой композиции особое внимание должно уделяться динамичности, ведь именно этому учит дзэн. Икебана составляется таким образом, чтобы создавалась иллюзия развития во времени, его течения или же была показана связь с каким-либо временем года. Поэтому для композиции материал подбирается с большой тщательностью.
В качестве основных элементов икебаны японцы предпочитают использовать природные материалы, обладающие определенной символикой. Полностью распустившиеся цветы, стручки, высушенные листья олицетворяют прошлое. Наполовину распустившиеся цветы и зеленые листья — настоящее, а набухшие почки или бутоны — будущее. Времена года у японцев также обладают своей символикой: осень ассоциируется с редко расположенными тонкими ветками, зима — с голыми ветвями, весна — с энергичными изгибами веток, лето — с распустившимися лепестками, листьями.
Икебана для японцев — не просто букет, украшающий жилище. Каждый из букетов наполнен глубоким смыслом, наталкивает на размышление о высших материях. Именно поэтому здесь каждое растение или их сочетание имеет свое значение. Так, например, сосна и пион олицетворяют юность и процветание, сосна и роза — долголетие и вечную молодость, пион и бамбук — мир и благополучие, хаботан, или цветы капусты, хризантема и орхидея — жизнерадостность.
В Японии так же свято соблюдают и определенные правила при составлении букетов к какому-либо празднику. Практически для каждого торжества существует своя композиция. Так, например, праздничные букеты не должны содержать осенних цветов, чайных листьев, листьев клена, пурпурных цветков, нестойких цветов, пионов, роз, а также сикими, или алиция анисового — разновидности вечнозеленого растения, который в большинстве своем используют для украшения алтаря в буддийских храмах.
Композиции, предназначенные украсить новогоднее торжество или свадьбу, составляются из веток сосны, листьев бамбука и цветов сливы. Если последняя еще не успела расцвести, то для букетов используют орхидею и хризантему. В марте в Японии устраивается праздник для девочек — День кукол. В этот день девочки получают в подарок всевозможных кукол и букеты, составленные из цветов персика, репы и хризантемы. В свой праздник мальчики получают букеты, в которых особое место занимает ирис. Когда японцы выбирают или составляют букет для помолвки или свадьбы, они исключают цветы, в названии которых звучит элемент «сару», символизирующий расставание. Так, например, японец никогда не включит в подобную композицию цветок сару-субэри — индийскую сирень или сару-ториибара — повой.
Другими словами, букеты играют двойную роль в японском обществе: они одновременно являются и отражением особенностей национального японского характера, и сами участвуют в формировании данного характера. То есть букеты, воздействуя на человека, являются своего рода неотъемлемой частью процесса взаимодействия японца со своим окружением.
В Японии зачастую можно наблюдать ритуал любования прекрасной композицией. При этом гость, который захотел получше рассмотреть икебану в доме, становится на колени в метре от токономы, немного наклоняется вперед и начинает рассматривать букет, причем его взгляд должен медленно направляться снизу вверх, внимательно оглядывая каждый элемент букета. Осматривать композицию сбоку или заглядывать в вазу считается верхом неприличия. Основание букета можно рассмотреть только с разрешения хозяев. Если гость направляется к букету, то хозяин и хозяйка должны сесть рядом с токономой лицом к гостю. Когда тот налюбуется композицией и выскажет свое искреннее восхищение, хозяева, как правило, отвечают, что им стыдно за их скромную поделку.
Если более внимательно отнестись к правилам японской аранжировки, то даже неискушенный человек заметит, что здесь во всем правят простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность. Букеты создаются таким образом, что у зрителей создается впечатление, будто собраны они произвольно, в композициях сквозят спонтанность и непосредственность. Обычно для того чтобы стать мастером составления букета, японцам приходится долгие годы терпеливо имитировать основные канонические приемы, которыми владеют мастера аранжировки.
Поскольку японцы отличаются завидной терпеливостью, желая соприкоснуться с красотой, более того, создавая ее своими руками, они в большинстве своем мужественно преодолевают все трудности и преграды на этом пути. Поэтому в Японии очень часто можно встретить человека, который целеустремленно, на протяжении многих лет тренирует канонические движения, обучаясь у мастеров икебаны. Именно поэтому до наших дней сохранился этот довольно трудоемкий вид искусства.
Конечно же, создавая свою композицию, вы не сможете посоперничать с японским мастером икебаны, однако здесь важен сам настрой и возможность проявить свои творческие способности. Кроме того, с помощью цветочной композиции вы прекрасно украсите свой дом, радуя родных и близких.
Наиболее подходящее время для создания удивительных композиций наступает осенью, когда в изобилии живописные и яркие листья, цветы и ягоды. Для начала вы можете с помощью проволоки из этих даров природы изготовить великолепные венки, которые украсят и разнообразят ваш интерьер, внесут в него яркие краски. Если вы хотите в своих композициях использовать живые растения, то высадите их в горшки. Для икебаны прекрасно подойдет мох, который можно обнаружить в любом парке. Очень красивы в засушенном виде розы, бессмертник, перекати-поле, лаванда и гортензия. Для правильной и более эффективной просушки их нужно подвесить небольшими пучками головками вниз в сухом, теплом и хорошо проветриваемом месте. Для составления композиций можно также использовать всевозможные ягоды и плоды.
Так, например, в вашем доме прекрасно будет смотреться и радовать глаз — как домашним, так и гостям — корзина, изготовленная из древесностружечной ленты, в которую нужно поместить осенние астры, далии, фикусы и гортензии, по краям корзины можно расположить зелень. Великолепный ансамбль можно создать из астр, кустистой вероники, хризантем, вереска и дескуранией. Безусловно, незаменимы в осенних композициях и цитрусовые деревца, на почву которых можно поместить мох и рассыпать по нему ягоды рябины. Здесь все целиком зависит от вашей фантазии, поэтому поскорее выделите время, подготовьте материал и приступайте к делу.