Основные принципы фэн-шуй и способы их практического применения содержатся в древних текстах, таких как "Ши Цзин" ("Книга Песен"), которая неоднократно переписывалась начиная с IX века до нашей эры. Важные события произошли во времена династии Хань (206 г. до Р.Х. — 224 г. от Р.Х.), когда была составлена "Ли Цзы", или "Книга Ритуалов", в которой описаны методы фэн-шуй для правильного расположения захоронений и могильных курганов.
Правила письменного языка были упрощены и систематизированы, а пять текстов Древнего Китая, среди которых был и текст "И цзин", стали считаться каноническими. Учёные того времени отредактировали и перевели его в новую форму письма, а также собрали и записали различные варианта использования оракула, бытовавшие в народе. Так возникли "Десять крыльев", присоединенные к основному тексту. В частности, один рукописный свод под названием "Ту шу цзи чэн" ("Энциклопедия И Цзин", или "Великий Комментарий") стал одним из наиболее важных документов китайской культуры.
Основными элементами гадания и определения благоприятных ситуаций были компас, "И Цзин" и календарь, которые объединились в своеобразное научно-мистическое учение, практикуемое фанши – "знатоками учения". Во времена династии Хань и Троецарствия (221 — 265 гг. от Р.Х.) они практически слились с даосскими сектами и превратились в очень влиятельную силу, уважаемую при императорском дворе и почитаемую в народе. Глубокие познания в области астрономии, географии, медицины и практической магии в буквальном смысле делали их мастерами на все руки, желанными гостями как во дворце аристократа, так и в скромном сельском жилище.
Философскую основу фанши составляла теория инь — ян и пяти элементов. Теория и практика гадания по "И Цзин" дополнялась сложной системой геомантических измерений, астрологических расчетов, а также наблюдениями за земными и небесными явлениями.
При династии Хань фэн-шуй стал приобретать черты профессионального занятия. Тогда он был известен под более древним названием кань юй, где кань означает "земля", а юй — "узор" или "образец". Междоусобные войны Трёх царств описаны в романе "Троецарствие" Ло Гуань-чжуна ярко и живо, с потрясающей правдоподобностью. Одной из наиболее ярких фигур в романе является реально существовавший министр царства Шу и даосский маг Чжугэ-лян, умевший управлять ветрами и туманами. Он разработал систему цимэнъ-дунцзя ("таинственные входы" — "скрытное движение"), которая первоначально была предназначена для скрытного передвижения войск с помощью "тайных врат" земли, которые открываются и закрываются в определенное время года. Даосские маги, подобные Чжугэ-ляну, знали местонахождение таких врат и умели пользоваться ими.
В системе Чжугэ-ляна применяется сочетание ба-гуа и Девяти Дворцов для определения благоприятных и неблагоприятных участков ландшафта. Впоследствии она оказала огромное влияние на развитие искусства фэн-шуй.
После объединения Китая под властью династии Цзинь (265 — 316 гг. от Р.Х.) появился человек, которого современные мастера фэн-шуй считают отцом геомантии. Го Пу был ученым, поэтом и признанным знатоком в выборе мест захоронения: его услугами пользовались многие, от императора до простолюдинов. Он оставил после себя несколько трактатов по "фэн-шуй иньского предела" (выбор мест захоронения) и классификации ландшафтов. Исторические летописи свидетельствуют о том, что эти труды стали классическими и пользовались большой популярностью.
При трехвековом правлении династии Тан (618 — 907 гг. от Р.Х.) в Китае наступил расцвет искусств и наук. Появились новые школы и философские течения в русле кань юй. Одни мастера основывали геомантическое гадание на формах природных ландшафтов ("жилы дракона"), другие уделяли особое внимание связи между направлениями и положением небесных тел. Некоторые пользовались триграммами ба-гуа как вспомогательным средством для определения энергетической структуры местности. После углубленного изучения ландшафта эти учёные мужи давали подробные советы о том, как, когда и где следует строить жилье. Подтверждением необыкновенной популярности кань юй в эпоху Тан служит тот факт, что императоры часто назначали геомантов своими придворными советниками.
В китайской поэзии эпохи Тан своеобразным аналогом искусства фэн-шуй является концепция "ветра и потока" (фэн-лю), отраженная в пейзажной лирике великих поэтов того времени — Ли Бо, Ду Фу, Ли Юя и других. После падения династии Тан Китай был разделен на множество враждующих княжеств. Только к 960 году страна объединилась под правлением династии Сун (960—1280). В это время произошло окончательное становление даосского канона "Дао цзы". Благодаря трудам таких разных мыслителей, как Чэнь Туань, Чжоу Дунь-и и Чжу-си, теория перемен была гармонично соединена с мантическими искусствами, а практикой фэн-шуй стали заниматься не только даосы, но также буддисты и последователи конфуцианского учения. Если во времена Хань было написано лишь несколько книг по кань юй, то в летописи династии Сун собрано не менее пятидесяти трактатов, посвященных фэн-шуй.